Сегмент кофейный и снековый (жвачка, игрушки, закуски, банки и бутылки с напитками, соками).
Основные игроки рынка в сегменте снеков и кофе.
В снековом сегменте лидирует компания Вендорус, парк ее автоматов по России,  примерно 12000 шт. Второй по величине является Coca-Cola², у нее около 10000 , третьим крупным игроком обещает стать  Уникум. Сейчас у него коло 1000 автоматов, но по планам компании на 2008 г. их количество должно составить 10000, все автоматы будут собственного производства. По данным от источников, близких к Уникуму, первоначально, план был довести количество снековых автоматов в собственной сети до 20000, но был скорректирован.
Абсолютным лидерам по совокупному количеству автоматов в собственной сети, является компания VendLand. По количеству автоматов кофейной сети лидирует Примавенд.

24

Приблизительная оценка количества снековых аппаратов у каждого из  крупных игроков.

25

26

Рынок информационно, крайне закрыт. По словам основателя фирмы «Вендорус» Екатерины Полушиной,  собственная сеть аппаратов в Москве насчитывала 270 шт. (данные 2004 г). В Москве тогда было около 3500 снековых  автоматов по ее же мнению. Сейчас, по некоторым данным, их не менее 15000.
Каждый крупный игрок по данным таможенной статистики, ввозил в страну в 2006 г. не менее  1000 атоматов в год.. В 2007 каждой из них ввозится уже не менее 3000 шт,, а учитывая выросший ассортимент, для одного только Ведоруса, эта цифра составляет не менее 5000 автоматов в год. Одним из самых крупных импортеров кофе машин следует считать компанию «Примавенд». По словам головной компании: «На сегодняшний момент компания "Премьер-Финанс" полностью финансирует производство торговых аппаратов "SM-Coin-180 Vista" для компании "Примавенд" на заводе "SM-Coin" в Шанхае (КНР) и поставку в Россию этих торговых аппаратов.». Данные касательно количества ввозимых автоматов этого производителя не приводятся, но судя по популярности модели среди объявлений купли продажи, общая доля этих аппаратов на рынке не менее 20%, т.е, около 9000 шт.
Всего, приток в Россию кофейных и снековых аппаратов за 2007 г.  составляет до 23000 штук. Причем львиная доля ввозится по серым схемам и в таможенной статистике эти данные не фигурируют. Количество игроков за последние 3 года утроилось, и если мелкая вендинговая компания, торгующая аппаратами, раньше имела сеть из 200 автоматов, то сегодня по маркерной компании «Уникум», чья основная деятельность сосредоточена на терминалах оплаты, имеет непрофильную сеть из 400 снековых автоматов, по данным на 2006 г.
Несмотря на запрет торговли табачными изделиями через автоматы, на сайте ООО «Группа Вендорус (один из крупнейших игроков этого рынка), к продаже представлена целая линейка торговых аппаратов этой группы.¹. Спрос есть. Автоматы покупают и устанавливают.
Крупные игроки сегодня находятся в крайне трудной ситуации. Не афишируя темпы захвата рынка и неофициально скупая сети у разорившихся клиентов за полцены, некоторые из продавцов автоматов раздули свои собственные сети до 10-20 тыс штук, преимущественно состоящих из кофейных автоматов, и столкнулись с очень серьезной проблемой: Характер покупки мелких сетей хаотический, каждая находятся на больших расстояниях друг от друга, и логистика съедает всю прибыль. Они практически не приносят дохода и едва окупают сами себя. Между тем, рынок еще далек от насыщения, конкуренция прослеживается только в особо доходных местах, типа учебных заведений. Операторы, стремясь снизить логистические расходы, меняются друг с другом сетями по 10-15 аппаратов и концентрируют свое присутствие локально, родился совершенно новый бизнес: продажа сетей друг другу, однако, ситуацию это не спасает. Аппаратов еще слишком мало. Ротация частных предпринимателей слишком мала несмотря на активный PR этого бизнеса, и вендоры не могут увеличить их количество, несмотря на различные схемы, которые они практикуют (аренда, лизинг). Для выравнивания логистики на рынке должно присутствовать не 100 тыс. аппаратов, а хотя бы 200, чтобы обмен сетями приносил ощутимый выигрыш географически.
Продавцы автоматов в тупике, цены снижать они не могут, а наводнять страну автоматами надо. Рост сегмента платежных терминалов подогрелся бурным развитием инфраструктуры интернета, которая дала возможность установить этот терминал. А кофейный сегмент нечему подогревать, только сигаретами (в Европе этот сегмент 30% всего рынка). Потому вендинговые фирмы и торгуют сигаретными автоматами, перекладывая всю ответственность за торговлю непосредственно на предпринимателей (торговля сигаретами через автоматы запрещена).
Еще одна проблема в том, что успешные частные предприниматели не желают продавать свой бизнес, причем ими заняты самые лучшие торговые места. Крупные сети не могут с ними конкурировать ни по цене, ни по логистике, ни по сервису, и купить сеть у них не могут. Частные предприниматели, число которых не больше 3000 являются серьезной проблемой для крупных игроков.

 

¹http://www.vrtrade.ru/catalog/cigarettes/N61/N_61_D/

Информацией о количестве автоматов в сети владеет очень узкий круг топов в компании, 3-4 человека . Поэтому получить реальную информацию о долях рынка, которые принадлежат тому или иному игроку из официальных источников невозможно. Мало того, сами операторы имеют крайне пространное мнение о долях своих конкурентов по бизнесу. Эта информация скрывается на всех уровнях по 2-м основным причинам:
1) Имидж компании может серьезно пострадать, если клиент узнает, что продавец только и ждет, когда он разориться чтобы выкупить по демпинговой цене его бизнес. По опросам, которые анонимно проводят операторы в Интернете, 40% частных владельцев готовы продать бизнес уже сейчас, а 20% в будущем.
2) Сети не платят налоги (это видно по объемам продаж ФР). Очень выгодно держать огромное количество мелких дочерних структур, которыми в случае чего можно легко пожертвовать.
Судя по обработке Интернет запросов, предложение о продаже сетей превышает спрос в 5,7 раза, выбрать есть из чего.¹´²
Тем не менее, сделать приблизительную оценку парка автоматов каждого из крупных игроков можно, используя Интернет статистику, которая косвенным образом, по числу упоминания сделок по покупке или продаже БУ автоматов. дочерними фирмами, свидетельствует об объеме этих сделок.  Именно такая методика и была использована для расчета долей. Эти данные имеют косвенные подтверждения в случайных высказываниях,  которые допустили представители ведущих компаний в приватной беседе с представителями РБК. К сожалению, другими способами эту информацию получить из открытых источников невозможно, и к ней нужно относиться соответствующим образом. РБК гарантирует, что объективность этих данных не  выше 80%.

Сайт управляется системой uCoz